ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
[РЕТРОСПЕКТИВА] Эволюция геймпадов Sony. От истоков консольного гейминга, до вершин PS4
Автор: Филипп "Fwer" Соколов
Мое игровое детство, как и у всех моих сверстников началось с прямоугольных геймпадов Dendy. Его изредка разбавляли изогнутые джойстики Sega в гостях. Это казалось другим уровнем. Новой ступенью. Кто не приводил сотни доводов родителям в пользу покупки одиозной Сеги, как у прогрессивного одноклассника?Позже в моей жизни появилась PS One. И это был космос после нагромождения пикселей и «вида сбоку». Чудесная эргономика, два аналога, вибрация. В один миг я перешагнул через поколения игровых приставок. Много позже я узнал, что у некоторых была самая первая – большая версия консоли. Оказалось, что есть джойстики без вибрации и аналоговых стиков. Но тогда на такие вещи совсем не обращалось внимания, ведь по сути, у кого были более удобные и милые для запотевших ладошек джойстики? Продукция Sony влилась в жизнь тысяч Российских школьников, оставив неизгладимый след в наших сердцах.
Выход PlayStation ознаменовал эпоху 3D игр, невиданных до этого графических высот. Теперь разработчикам в катсценах требовалась режиссура, нужно было думать под каким углом поставить камеру, куда она повернется, как переходить от сцены к сцене. Вместе с этим требовалось новое управление. Игрокам предстояло войти в новый для них мир трехмерного пространства. Так аналоговые стики стали незаменимым компонентом управления практически любой игры.
А теперь немного истории и сухих фактов. Амбициозный инженер Sony Кен Кутараги давно мечтает вывести корпорацию на игровой рынок. Первым шагом для этого должна была стать совместная с Nintendo коллаборация. 28 мая 1991 на всем известной ежегодной выставке CES происходит анонс Super Nes оснащенной CD-приводом. Ничего не предвещало удара в спину, ведь речь шла о выгодном совместном сотрудничестве. Однако на следующий день после анонса Nintendo объявляет об окончании сотрудничества с Sony, и что самое интересное, новым партнером становится компания Philips – голландский конкурент Sony.
Сложно вспомнить еще хоть один подобный скандальный случай в мире видеоигр, когда события развивались столь стремительно. Вся корпорация сотрясается от гнева, тогдашний президент Норио Ога создает игровое подразделение – Sony Computer Entertainment, где у руля встает Кен Кутараги. Резкое падение приводит к не менее резкому взлету. В результате из пепла восстанет прекрасный феникс сокрушительной мощи – Sony PlayStation. Консоль, сочетавшая самые важные технологические изыски 90х годов: 3D-графику и CD-привод.
В декабре 1994 в Японии осуществляется начало продаж консоли. При поддержке повелителя игровых автоматов Namco на PS1 начинают выходить любимые хиты посетителей японских залов аркад: Ridge Racer, Tekken. Чуть позже подтянется известная игровая серия из Ливерпуля – WipeOut. В маркетинговую компанию PlayStation выделяются около 2 миллиардов долларов. Далее события развивались радужнее некуда – за 11 лет производства было продано более 100 млн. консолей.
Ну а теперь взглянем на контроллеры, что давали возможность погрузится в многочисленные игровые вселенные. Самый первый контроллер Sony абсолютно знакомой нам всем формы, (которая значительно не менялась вплоть до PS4) серого цвета, но без привычных аналоговых стиков. Продавался он весь первый год с момента запуска, относится к первому поколению и скорее всего, отсутствие аналогов можно объяснить стремительностью запуска и разработки PS1. В конце 1995 анонсируют PlayStation Dual Analog Controller, в ноябре 1996 показывают общественности. Главным нововведением стали долгожданные аналоговые стики. Уж теперь геймеры могли вращать камерой, как им заблагорассудится. Помимо этого, ручки геймпада стали чуть длиннее за счет более конической формы. Других принципиальных отличий не было.
Последним витком эволюции контроллеров PS1 стал DualShock с виброотдачей. Запуск начался в конце 1997 в Японии и в начале 1998 в США. Продажи были крайне успешными. По сути DualShock стал золотым сечением для всех геймпадов, выработав основные требования, которыми должны обладать любые последующие контроллеры. Это для нас сейчас аналоги и вибрация стали нормой игровой жизни.
В 2000 году стартуют продажи одной из самых любимых и востребованных приставок мира – PlayStation 2. Едва ли не национальный герой и друг детства всех Российских школьников. У кого из нас нет теплых воспоминаний детства о дождливых дачных днях, проведенных в обществе самого надежного товарища под кодовым именем PS2?
Контроллер DualShock 2 в плане дизайна остался без изменений, архитектура стала более надежной и бронебойной, а цвет стал черным. Добавить здесь нечего, ведь форм-фактор проверен годами и поколениями геймеров.
В конце 2006 года в Японии выходит PlayStation 3 и новомодный Sixaxis. С него и начинаются существенные изменения в управлении и дизайне. Логичным новшеством становится беспроводной интерфейс, на передней поверхности джойстика появилась кнопка с логотипом PlayStation для удобства навигации в интерфейсе консоли. Самым ярким было наличие гироскопа и акселерометра. Теперь контроллер определяет положение в пространстве, а также улавливает перемещение в трех плоскостях. Нельзя сказать, что функция невероятно нужная или стала использоваться в играх на все 100%. Но свой колорит в той или иной степени это привнесло. Захватывать монстров в одном из первых эксклюзивов Folklore было крайне увлекательно, управлять ветром в волшебном Flower – одно удовольствие. Функция использовалась преимущественно в эксклюзивах системы PS3, но управлялось все это крайне лаконично и удобно. А рычаги L2/R2 в задней части стали нажиматься подобно педалям автомобиля, тем самым можно регулировать степень нажатия. Эта функция органично вписалась в автосимуляторы и шутеры, где словно сам нажимаешь на курок. Из минусов Sixaxis стоит отметить отсутствие вибрации, которая появилась в вышедшем через год DualShock 3.
Одним из побочных ответвлений является PS Move 2010 года выпуска. Своеобразный ответ Wii Remote. В связке с дополнительным контроллером и камерой PlayStation Eye происходило более точное считывание положения Move в пространстве, что сыграло на руку PlayStation. Улучшив технологию, Sony активно развивала новый развлекательный пласт. Примером служат множество нетривиальных игр для всей семьи и больших компаний. От танцев популярнейшей серии Just Dance до бокса, тенниса и прочих забав с прыжками и потешным маханием руками. Сказать, что дело ограничивалось лишь довольно простыми аркадками нельзя. Достаточно быстро выходят адаптированные под новое управление психологические триллеры от Дэвида Кейджа: Heavy Rain и Beyond: Two Souls. Всем сразу же стало понятно, что они будто созданы для подобного управления. Не заставит себя ждать переиздание легендарной Resident Evil 5 для PS Move, а также прекрасный Resident Evil: Chronicles HD Collection, ранее выходивший на консоли Nintendo.
20 февраля 2013 года на PlayStation Meeting 2013 было объявлено, что PlayStation Move будет поддерживаться анонсированной на том же мероприятии PlayStation 4. Итак, что же нового принесло 4-е поколение стационарных систем от Sony? Уже начиная с дизайна контроллер обзавелся новыми решениями. DualShock 4 стал более округлым, ручки крупнее, что положительно повлияло на эргономику и удобство положения в руках. Акселерометр с гироскопом все также остались на своих местах. Одним из наиболее ярких отличий является сенсорная панель на передней поверхности контроллера, кнопка PlayStation располагается под ним, между ними спрятался динамик. Под кнопкой PS — выход для проводной гарнитуры. На верхнем торце расположилась светодиодная панель для более точного трекинга камерой PlayStation Eye, а еще она отлично светится разными цветами в темноте. Вместо привычной кнопки Select теперь кнопка Share, чтобы быстро разместить в интернете скриншот или особенно жаркий момент из игры в формате видео. Из приятных моментов возможность обратной совместимости DualShock 4 с системой PS3.
В сухом остатке мы имеем практически идеальный форм-фактор и ультимативный по своему удобству и функциональности DualShock 4. Однако всегда есть люди с крупными кистями рук, таким людям удобнее держать в руках что-то покрупнее. Для них, а еще для прогеймеров и продвинутых киберспортсменов выходит потрясающая коллаборация с такими мастодонтами индустрии как Razer и Nacon. Каждый контроллер предлагает альтернативную раскладку кнопок.
Razer Raiju предлагает два настраиваемых интерфейса пользователя, сменные накладки на аналоги, два дополнительных бампера и два съемных триггера на обратной поверхности, невероятную скорость отклика и несколько большую эргономичность за счет увеличенных размеров самого джойстика. На передней части джойстика удобная панель для отключения и регуляции громкости микрофона. Геймпад поступит в продажу в конце года.
Nacon Revolution тоже крупнее стандартного DualShock 4, оснащен 4 пользовательским профилями, настраиваемыми через PC посредством приложения-компаньона, которое позволяет перенастраивать кнопки по желанию пользователя и регулировать чувствительность аналоговых джойстик стиков и триггеров, 4 дополнительных кнопки на обратной поверхности. Самым главным отличием является расположение аналоговых триггеров по диагонали и регулируемый вес геймпада с помощью специальных утяжелителей в отсеках рукояток.
Таким образом пользователи в качестве альтернативы вольны выбирать не просто среди сверхбыстрых и сверхудобных контроллеров, которые практически идентичны. Нет, теперь есть разница в положении основных кнопок, возможность контролировать вес. На сегодняшний день – это вершина игровых манипуляторов. Сложно представить куда можно дальше двигаться в этом направлении.
Рейтинг статьи:
ПЛАТФОРМЕННЫЙ НАВИГАТОР
ОПРОС
АРХИВ
Лучшая игровая платформа?
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
РЕКЛАМА
КОНКУРСЫ